Яндекс.Метрика
Загрузка

Что вас интересует?

Фундаментальная ошибка атрибуции это? Когнитивное искажение, примеры.

Психология

Фундаментальная ошибка атрибуции это? Когнитивное искажение, примеры.

Фундаментальная ошибка атрибуции это? Когнитивное искажение, примеры. Как решить проблему, если тебя ложно обвиняют в создании неравных возможностей?

Всем привет, уважаемые читатели!

Якимов Владислав - визитка

Сегодня жаркий день и возникает соблазн отказаться от трудной работы – написать статью. Хочется заняться более приятными и несомненно легкими вещами, например, поработать над дизайном нового коммерческого предложения. Стоп, Владислав Якимов! Это исключено! У тебя обязательство перед самим собой! Разве можно себя подвести и проявить неуважение, сорвать взятый проект? Конечно, нет! Иначе пропадет самоуважение.

Блок 1. Фундаментальная ошибка атрибуции. ИСТОРИЯ.

Итак, приступим!

Вчера я гулял со своим сыном и был свидетелем на детской площадке того, как Костя (мальчик 6 лет) реагировал на свой проигрыш в игре другому мальчику Андрею (8 лет). Игра состояла в забрасывании мяча в деревянный бокс, стоящий на земле, с расстояния в 3 метра. Костя бросал значительно хуже Андрея и после десяти бросков оказался в состоянии крайнего эмоционального напряжения. Сначала Костя обвинил Андрея в том, что тот осуществлял заступ за черту, с которой бросали мяч. Но рядом находящийся взрослый авторитетно заступился за Андрея, потому что заступа не было. Тогда Костя стал обвинять Андрея в том, что тот вместо десяти бросков подряд (изначальные правила игры) осуществил двенадцать и поэтому чаще попадал в корзину. Что тоже не соответствовало действительности. Несмотря на опровергающие доводы, Костя публично, эмоционально и громко отказался от продолжения игры на основании своих же предвзятых обвинений. Андрея эта ситуация задела за живое, и он стал провоцировать Костю, разжигая пламя конфликта. Все бы закончилось дворовой потасовкой, если бы мамы детей не вмешались в процесс и сменили формат времяпровождения.

Как это похоже на МИР ВЗРОСЛЫХ! Давайте проанализируем ситуацию. Костя указывал на НЕРАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ, что было не справедливым в его понимании.

ВИДЕО «Переговоры с покупателем. Как договориться по оплате?!»

Блок 2. Фундаментальная ошибка атрибуции. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ.

Можно назвать данное поведение Кости манипуляцией?

Безусловно, да! Если Костя это делал сознательно. Однако, он мог искренне верить в то, что говорил. И в этом случае это уже заблуждение. Самооценке Кости был нанесен фронтальный удар фактом проигрыша! И тут же был включен механизм компенсации, позволяющий восстановить веру в себя, как «более лучшего игрока». Переживание своего проигрыша и нежелание смириться с этим, заставило рассудок искать подходящие причины, оправдывающие собственное поражение. И причины проигрыша специфически были направлены во вне, на другого человека, но не на себя.

Способность критически осмыслить ситуацию и посмотреть на себя со стороны по всей видимости у Кости пока не сформирована. Возможно, накопленная усталость за день, в качестве предпосылки, сыграла свою роль в срабатывании такого механизма защиты.

Отторжение действительности свойственно и взрослым, когда, не смотря на фактические события, происходит изъятие реальных причин в своей когнитивной модели мира. А затем происходит размещение других «подходящих» и «успокаивающих» причин. Формируется неадекватная модель мира! Что в свою очередь способно драматизировать и свою собственную жизнь, и жизнь окружающих людей!

Блок 3. Фундаментальная ошибка атрибуции. ПОВЕДЕНИЕ.

3.1. Правильное поведение.

Что сделать Андрею в такой ситуации? Как быть, что говорить, если тебя обвиняют в создании НЕРАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ, фактически в мошенничестве?

— Костя, для того, чтобы исключить неравные возможности, давай внесем изменения в правила игры. Вместо того, чтобы делать по десять бросков, будем делать по три и считать вместе, вслух, а потом меняться. А для того, чтобы не заступать за черту будем кидать мяч из-за скамейки. Согласен с такими правилами?

1. Андрей в такой ситуации действует, как ПАРТНЕР.

2. Он СОХРАНЯЕТ ОТНОШЕНИЯ с Костей.

3. Андрей проявляется как ЛИДЕР. 

4. Он учиться САМОСТОЯТЕЛЬНО РЕШАТЬ конфликтные ситуации.

5. Андрей ПРОЯВЛЯЕТ ЗРЕЛОСТЬ.

Статья «Переработать обиду»
Статья «Детский конфликт» 

3.2. Неправильное поведение.

Чего не стоит делать Андрею, если он хочет сохранить партнерские отношения с Костей и продолжать с ним играть?

1. Предлагать взрослых (маму, папу, дядю, тетю) в качестве арбитров, иначе возникает соблазн у Кости заявить «Судью на мыло» или «Арбитр проплаченный».

2. Доказывать свою невиновность, потому что сам факт доказывания может оказаться мишенью для атаки со стороны Кости, по типу «Раз оправдываешься, значит виноват».

3. Доказывать свою правоту. Спор в ситуации очевидного произвола со стороны Кости закончится поражением Андрея. Доказать не получится, а оказаться залитым «помоями» вполне реально.

4. Обвинять Костю в предвзятости, потому что произойдет спор и полноценное разворачивание конфликта. В принципе это нормально, если цель Андрея – поставить Костю на место, но отношения пострадают «здесь и сейчас», и игры больше не будет на этой прогулке.

5. Осуществлять встречную манипуляцию. Обвинять Костю в том, чего он не делал. Это прямой путь к войне.

Заказывайте мой тренинг «Переговоры — Схватка»

Тренинг "Переговоры - Схватка". Тренер - Якимов Владислав.

Блок 4. Фундаментальная ошибка атрибуции. СУТЬ.

Фундаментальная ошибка атрибуции — это когнитивная иллюзия, при которой субъект объясняет собственный успех своими знаниями, умениями и личностными качествами, а провал стечением обстоятельств, действием внешних факторов, сторонними манипуляциями;  в противоположность этому в аналогичной ситуации успех другого человека объясняется случайностью, везением, преднамеренными манипуляциями, а провал некомпетентностью и особенностями характера.

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОШИБКА АТРИБУЦИИ заключается:

1. В неспособности Кости объяснить собственное поражение личными недостаточно развитыми умениями с одной стороны, и выигрыш Андрея личным превосходством в умениях, с другой стороны.

2. В поиске внешних причины, оправдывающих собственное поражение в игре и обесценивающих выигрыш оппонента. Верификация причин при этом не обязательна.

Когда переговорщик думает, что ЗНАЕТ, в действительности он ВЕРИТ в то, что ЗНАЕТ.
КОАН

АУДИО версия СТАТЬИ.

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya  

Друзья, жмите на лайк, добавьте позитива в жизнь! И оставьте свой комментарий, скажите все, что думаете по статье! Спасибо!

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Пока и до встречи!

Подпишитесь на мою рассылку и присоединяйтесь к 13 остальным подписчикам!

7+
Метки:
Владислав Ядро

Подготовлю Вас к любым переговорам! Звоните: +7 927 702 32 52 Пишите: yakimov@yakimovvlad.com

  • 1

Вас также могут заинтересовать

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рейтинг@Mail.ru