Яндекс.Метрика
Загрузка

Что вас интересует?

Мозг и психика кратко. Коннектом что это? Когнитом Анохина.

Нейронаука

Мозг и психика кратко. Коннектом что это? Когнитом Анохина.

Мозг и психика кратко. Коннектом что это? Когнитом Анохина. Взгляды ученых на человека. Что такое когнитивная карта мира? Что такое когнитивная модель мира?

Cognosce te ipsum (лат). Познай самого себя. 

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Сегодня следует продолжение цепочки статей, посвященных человеку, переговорщику, картине мира, когнитивной модели мира. Здесь начало:

Статья «Как связаны когнитивная модель мира и виртуальная реальность?»  

Мозг и психика. Вступление.

Переговорщик – это человек. Наши оппоненты также люди. Для того, чтобы использовать самого себя и противоположную сторону в качестве РЕСУРСА ПОМОЩИ, необходимо понимать причины, которые заставляют выбирать определенную последовательность поступков. А для этого важно понимать и различать процессы, которые протекают внутри психического пространства человека. Точно также в медицине хирургу необходимо знать нормальную и патологическую анатомию, нормальную и патологическую физиологию, микробиологию, фармакологию, биохимию, гистологию и массу другой информации о человеке для того, чтобы вылечить, а не навредить по причине собственной некомпетентности.

Психические процессы с одной стороны нельзя разделять, поскольку человек — это «волна», это целостность, в которой все интегрировано и взаимоувязано, а с другой –дифференцирование различных процессов, проведение границ между ними позволяет понять структуру и содержание внутреннего наполнения психического пространства. Человек — это существо ощущающее, воспринимающее, мыслящее, чувствующее, говорящее, запоминающее и при этом настолько сложное, что не хватит жизни, для того чтобы понять эту уникальную систему. В тоже время основные аспекты психической сферы универсальны, люди похожи друг на друга и это позволяет надеется, что накопленных знаний будет достаточно для обучения эффективным переговорам.

Наверное, нет большого прагматического интереса в том, чтобы изучать человеческую психику, просто препарируя ее на элементы, зато весьма практично понимать, как во время переговоров, во время деятельности в этом «многоголосом контейнере» увязываются между собой все психические процессы. И в этом автором видится системность подхода к такому социальному явлению как переговоры, понимаемому через личность, через «оркестр». Исполняемая «оркестром» музыка может представлять собой непосвященному человеку какофонию, где нет партитур, хотя в это время в действительности исполняется композиция, которую необходимо научится различать и понимать для того, чтобы испытать УДОВОЛЬСТВИЕ, как целевой ресурс. Поэтому в этой статье будут представлены в весьма ограниченном количестве и содержании, буквально «по капелькам», аспекты психической деятельности человека. Возможно, даже такой ничтожный объем информации «прольет свет» на темноту и позволит увереннее ориентироваться при взаимодействии с человеком во время переговоров, избегая мистического, религиозного, лженаучного толкования.

Так в физике есть объединяющая множество фактов теория, которая интегрирует знания и связывает такие феномены как энергия, время, пространство, что позволяет проводить знаковые эксперименты в том числе в Большом андронном коллайдере, подтверждающие квантовую теорию поля.

Статья «Объективный мир – это квантовая реальность?»  

В науке о мозге, не смотря на колоссальный материал, единой стройной теории нет, объединяющей массу накопленных знаний и предоставляющей ответ на вопрос: Как работа мозга связана с психикой человека?

Существует много различных теорий, которые фрагментарно объясняют, как работа тех или иных структур мозга определяет различные психические процессы. Однако этого недостаточно, чтобы иметь целостный взгляд на проблематику.

Мозг и психика. Историческая справка. Взгляды философов и ученых.

Мозг и психика кратко. Коннектом что это? Когнитом Анохина.

Карл Поппер (годы жизни: 28 июля 1902 — 17 сентября 1994). Один из значительных философов середины 20 века в своей теории познания сформулировал ключевые тезисы, согласно которым все люди так или иначе сталкиваются с проблемами, которые существуют объективно в мире. Для решения каждой проблемы возможно создать бесконечное число гипотез, и проблема будет решаться путем эксперимента, когда методом проб и ошибок неправильные гипотезы будут исключаться либо корректироваться. Причем у человека нет заранее ответа на вопрос, какие гипотезы будут достоверны. И вот этот процесс порождения, корректировки, исключения гипотез эмпирическим путем есть цикл познания, постоянно повторяющийся и не заканчивающийся.

Таким образом, каждый человек, регулярно порождает гипотезы и перебирает их последовательно, проверяя адекватность гипотезы путем практического использования. Гипотезы призваны решить проблему, ответить на вопрос, сформулированный субъектом при столкновении с незнакомой ситуацией. Запускается поисковая деятельность. При этом незнакомая ситуация может иметь «условно» незнакомый характер. Т.е. субъект мог в прошлом с ней сталкиваться и даже найти ответы, позволяющие решить проблему, связанную с ситуацией. Но в данный момент прошлый опыт также может не быть доступен человеку, как ресурс в связи с особенностями работы механизмов памяти. Либо доступен в неполном виде, без возможности вычленить все элементы этого опыта. Гештальт, т.е. целостный объект не доступен.

Рене Декарт (годы жизни: 31 марта 1596 — 11 февраля 1650), разделил «человека пополам». Выделил протяженную материю и независимую мысль, проведя между ними границу, которая стала постепенно преодолеваться только в настоящее время, благодаря технологическим прорывам в изучении мозга. Эти два состояние существовали на протяжении веков в западной философской и научной мысли как две параллельные прямые в геометрии Евклида.

Бенедикт Спиноза (годы жизни: 24 ноября 1632 — 21 февраля 1677), развивая идеи Декарта, сумел разглядеть аффекты, переживая которые, душа осознает собственное существование и в результате появляется самосознание.

Готфрид Лейбниц (годы жизни: 1 июля 1646 — 14 ноября 1716), разделял мир на множество субстанций – монад. Монада в представлении Лейбница содержит в себе информацию об истории текущей и будущей, что позволяет миру развиваться по определенному сценарию.

Дэвид Юм (годы жизни: 7 мая 1711 года — 25 августа 1776 года), сумел взглянуть на процесс познания человеком мира со стороны «НАБЛЮДАТЕЛЯ». Он задавал вопросы относительно каузальности между явлениями. Почему один феномен становится причиной другого феномена. Как человек определяет эту причину. Это свойство человека Юм назвал привычкой.

Иммануил Кант (годы жизни: 22 апреля 1724 — 12 февраля 1804), в своем фундаментальном труде «Критика чистого разума» говорит о том, что феномены внешнего мира и восприятия их связаны друг с другом неразрывно. Внешний мир представлен человеку благодаря преломлению его через некоторый «аппарат». Именно данный «аппарат» располагает объекты внешнего мира в нашем внутреннем пространстве, где мы и способны их созерцать. Все явления внешнего мира могут быть исследованы только при нахождении их в том самом пространстве.

Ульрик Найссер (годы жизни: 8 декабря 1928 — 17 февраля 2012) — один из основателей когнитивной психологии в 70-х годах вслед за Поппером говорил о том, что человек осуществляет постоянный непрерывный процесс проверки когнитивных гипотез. Им вводится понятие – когнитивная схема, которая осуществляет сепарацию известной информации от неизвестной. Данная когнитивная схема является амодальной, что позволяет ей обрабатывать и отделять информацию разной модальности. Более того, в этом процессе человек предвидит качество поступающей информации, вычленяет эту информацию, организовывает ее определенным образом, запускает двигательную активность. Познание по Найссеру активный непрерывный процесс, в котором человек опирается на свой предыдущий опыт при взаимодействии с окружающей средой. Сам индивид воспринимает целые «куски» информации, которые распознает и хранит в своей памяти, а затем использует при запуске собственной деятельности. Возникает теория фреймов, где фрейм – это целостная сцена реальности. Фреймы связаны между собой с помощью ссылок и адресов (локализаций).

В процессе познания восприятие и обработка информации осуществляются сознательным и бессознательным способом, где уровень сложности информации не влияет на скорость обработки в бессознательных процессах. Субъект вырабатывает суждения, у него формируются убеждения и содержательная часть этого процесса пока скрыта от нашего понимания.

Статья « Как думать по Байесу, чтобы выйти замуж?»  

Теория фреймов в 70-х годах была представлена Марвином Мински (годы жизни: 9 августа 1927 — 24 января 2016). Фрейм – единица представления знаний, запечатленная в прошлом, при этом части ее могут подвергаться изменению при получении новой информации. Целостная сцена из прошлого извлекается из памяти при соприкосновении с новой ситуацией из внешней/внутренней реальности. Фрейм дополняется новой информацией. Структура фрейма не однородна. На «верхнем этаже» фрейма находится ключевая основная информация об объекте. На нижнем этаже фрейма (терминалы) присутствует информация с конкретными разномодальными параметрами. Несколько фреймов образуют фреймовую систему. Когда человек воспринимает информацию, то объект анализируется различными фреймами из одной фреймовой системы. Объект различается на конкретные и абстрактные параметры. Если объект из новой ситуации не соответствует специализации фрейма, то последний достраивается либо происходит смена фрейма. Таким образом в когнитивной карте новое событие отображается в измененном более точном отображении. Фреймы участвуют на постоянной основе в процессе оценки «столкновения» субъекта с проблемами новой ситуации из внешней и/или внутренней среды. Использование фреймов (рамок) с позиции изменения внутреннего опыта человека способствовало развитию НЛП и прочих моделей, основанных на использование контекстуальных внутренних состояний. Практический опыт использование обширен. Но к сожалению теория фреймов не позволяет понимать, как именно осуществляются познавательные процессы, каково отличие субъектов при восприятии и что из себя представляет в целом удивительная сложная карта мира.

Карл Прибрам (годы жизни: 25 февраля 1919 — 19 января 2015) — психофизиолог, начиная с 70 – х представил свое понимание голографической работы человеческой памяти и мозга. Так оптическая голограмма по своим свойствам имеет сходный вид с тем, как отображается психическая реальность. Оптическая голограмма трехмерна, изображение точное, присутствуют все детали исходника, располагаться может на сколь угодно дальнем расстоянии. Психическая реальность непрерывна, стабильна, целостна, процессуальна, генерализованна. Воссоздание внутренних объектов из памяти происходит по типу голограммы, где исходником была объективная реальность.

«Суть дела не в полноте знания, а в полноте разумения.» Демокрит (460 до н. э. — 370 до н.э.)

Мозг и психика кратко. Коннектом что это? Когнитом Анохина.

Мозг и психика. Современные проекты по изучению мозга.

«Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.»

Конфуций (около 551 года до н. э. — 479 год до н. э)

Люди являются субъектами, способными к познанию другого субъекта — человека. Представления о природе человека на протяжении нашей цивилизации постоянно развиваются. Начиная, примерно с 500 000 лет назад, когда выделилась эволюционная ветвь современного человека, происходили сложные процессы познания мира и самого себя, нарастающие постепенно и превратившиеся в последние десятки лет в шквал знаний. Что обусловлено масштабной информационной доступностью, благодаря интернету.

Необходимость взаимодействовать друг с другом породила язык, значение которого для последующей социализации было ключевым фактором. Люди выстраивают все более сложные социальные конфигурации, в которых проводят значительное время своей жизни. Непосредственно в самом обществе индивид вынужден был искать способы идентификации отличий самого себя от своих ближних. Этот поиск различий определялся конкретной причиной – получить лучший кусок мяса, лучшую женщину, лучшего мужчину, лучшее жилище. Лучшее не только по отношению к остальным, но и лучшее по отношению к тому, что есть сейчас. Порождалось желание найти способы добиться этого наиболее быстрым способом с максимальным эффектом.

Человек всегда приковывал внимание исследователей. Пожалуй, только в последнюю четверть века можно говорить о том, что проблемой человека, а фактически мозга человека занимаются все передовые страны мира, вкладывая сотни миллионов долларов в исследования. Ежегодно выходят около 200 тысяч научных работ, посвященных когнитивным и нейро наукам. Опубликовано несколько миллионов работ вообще по данной тематике.

В 2013 году запущен миллиардный по стоимости проект в США под названием BRAIN, целью которого является расшифровка коннектомов сложных живых организмов.

http://www.braininitiative.org/
https://www.braininitiative.nih.gov/

В Европе также в 2013 году запущен Human Brain Project, который финансируется Евросоюзом в объеме свыше 1 млрд евро.

https://www.humanbrainproject.eu/en/

В этом проекте участвует около 500 ученых из 100 и более университетов, исследовательских центров и больниц по всей Европе. Работа ведется по шести направлениям:

  1. Нейроинформатика (доступ к общим данным о мозге).
  2. Мозговое моделирование (репликация архитектуры мозга и активности на компьютерах).
  3. Высокопроизводительная аналитика и вычислительная техника (обеспечивающая требуемые вычислительные и аналитические возможности).
  4. Медицинская информатика (доступ к данным пациентов, идентификация сигнатур болезни).
  5. Нейроморфные вычисления (разработка мозговых вычислений).
  6. Нейророботики (использование роботов для тестирования мозговых моделей).

Мозг и психика. Что такое коннектом?

Известный исследователь Себастьян Сеунг говорит про себя, что он есть коннектом.

Коннектом
Это совокупность всех синапсов всех нейронов организма вообще.

И в тоже время,

Коннектом
Это локальная совокупность связей между нейронами и/или ансамблями нейронов в пределах определенного участка головного мозга.

Если количество нейронов у человека составляет 86 миллиардов, то количество синапсов – межнейрональных соединений около 1 биллиарда. Если геном человека наследуется от родителей и жестко закреплен, не считая вероятности образования мутаций в течении жизни человека, то коннектом это структура, которая находится в постоянном ежесекундном изменении.

Нейроны умирают и рождаются, синапсы со значительной частотой образуются и исчезают при отсутствии необходимости участия нейрона в той или иной сети. Сеунг полагает, что коннектом — это и есть наш мозг, сознание, личность, мысли, ценности, эмоции, память, воображение, творчество и все, что так или иначе связано с человеком. Подобные взгляды на человека справедливо критикуются, поскольку ответы на вопросы, как на самом деле синаптическая сеть порождает сознание или бессознательное, каким образом срабатывает коннектом в определенном месте и времени, благодаря чему человек совершит тот или иной выбор, а вместе с тем и поступок – неоднозначны. Все это является проблемой более сложного характера, учитывая, что сеть обладает уровнями сложности и как следствие эмерджентными свойствами. К тому же коннектом через секунду становится уже другим коннектомом.

Пожалуй, в перспективе ближайших пяти лет при текущем уровне развития компьютерной техники говорить о расшифровке коннектома человека преждевременно.

Статья «Сознание переговорщика» 

Мозг и психика. Что такое когнитом?

 Анохин К. В. говорит о том, что сеть нейронов головного мозга, которая связана с одним когнитивным опытом, например, образ носа обезьяны, представляет собой элементарную когнитивную единицу, которая называется КОГ. Совокупность всех когов образует опыт человека — КОГНИТОМ. Точно также, как геном индивида не является просто суммой всех генов, а обладает эмерджентными свойствами, КОГНИТОМ представляет из себя нейронную сеть, которая включает в себя нейронные сети меньших масштабов, состоящих из когов.

«Когнитом — двухслойная сетевая структура. Нижний слой — это сеть из сотен нервных структур, своего рода география «страны» мозга, куда погружен отдельный элемент «общества», живущий в своем доме, в своей семье, в своих локальных сетях. Но дальше, когда мы начинаем говорить о принципах работы всего общества, то переходим на более высокий слой. Это и есть слой произведений библиотеки мозга. В этом слое каждая из функциональных сетей нижнего слоя образует одно ядро, один узел. Этот верхний слой — уже не топографический, а топологический. В нем вместо анатомических связей между узлами-нейронами существуют информационные связи между узлами-когами. Когнитом — постоянно растущая и изменяющаяся структура. Мы рождаемся с рудиментарным когнитомом, содержащим очень небольшой репертуар видовых функциональных систем. Но с первых же минут жизни он начинает обрастать сетью новых, отличающихся у каждого из нас когнитивных элементов. С возрастом он начинает перекрываться процессами старения когнитома — распада когов, ослабления и потери связей между ними.» — Анохин К.В.

Когда человек воспринимает информацию от противоположной стороны во время переговоров, то активизируется сеть когов, связанных в свою очередь с другими когами, у человека возникают множественные ассоциативные пересечения. Субъект получает доступ к огромным информационным пластам из своей памяти. Когнитом претерпевает изменения, становится другим, поскольку образуются новые когнитивные сети, дополнительно к существующим.

Все «ответы» вместе создают уникальный пейзаж персональной когнитивной модели мира, в которой нет ничего статичного, поскольку «вызов» окружающего либо внутреннего мира динамичен и постоянен.

В когнитивной модели мира нет последовательно записанных «ответов», нет запоминания упрощенной системы кодирования информации по типу «стимул — реакция», зато есть симультанное схватывание зависимостей, где промежуточные переменные не доступны, информация прессуется, на выходе – готовое решение.

В такой когнитивной модели мира идет процесс сличения нового с имеющимся, что приводит к усложнению связей между объектами карты мира. Объектов становится больше, топография коммуникаций между объектами приобретает с развитием ребенка все более индивидуализированный, непохожий рисунок.

Когнитивные модели мира субъектов в течении жизни не только усложняются путем наращивания количества объектов и взаимосвязей между ними, а также происходит обратный процесс. Это связано с деятельностью нейронов в структурах головного мозга. Поскольку существует интерферирующая обратная связь между материальным субстратом в виде мозга и психической составляющей, отображающей внешнюю/внутреннюю условно объективную реальность. Гибель нейронов, когов, распад когнитома сопровождает естественные процессы старения, или искусственные процессы, связанные с травмами головного мозга, приемом наркотиков, алкоголя.

Значение, которое человек придает каким-то событиям в своей жизни никогда не повторяется точно в таком же виде у других людей. В этом проявляется уникальность конструирования когнитивной модели мира. Какое-то событие само по себе носит индифферентный характер и может быть, чем угодно по отношению к субъекту. Именно человек придает смысл всему происходящему с ним в его индивидуальном мире. Своя собственная интерпретация всего происходящего происходит путем кодирования в языковые конструкции. Можно изменить представление о мире и «запустить идею», которая сформирует новые представления — убеждения и верования. А это в свою очередь поменяет реакции человека, его эмоциональный фон.

Мозг и психика. Что такое когнитивная карта мира?

Мозг и психика кратко. Коннектом что это? Когнитом Анохина.

Эдвард Толмен опубликовал в 1948 году свою работу «Когнитивные карты у крыс и у человека», в которой были представлены результаты экспериментов с крысами. Подопытные зверьки после того, как научились находить путь в лабиринте к кормушке осуществили тоже самое уже, вплавь. У крыс сохранилась в памяти карта лабиринта, в соответствии с которой они справились с заданием. Ученый сделал предположение, что и человек действует аналогичным образом, т.е. сохраняет у себя в памяти пространственное расположение предметов, что позволяет успешно перемещаться в пространстве. Толмен предложил термин «когнитивная карта» окружающей действительности для обозначения способности индивида подстраивать свое поведение в мире благодаря отображению пространственных отношений объектов в мозге.

Впоследствии в 50-70-ых годах прошлого столетия Кевин Линч в своих работах, Кеннет Боулдинг «Образ», Ульрик Найссер «Когнитивная психология», А.Н. Леонтьев «Избранные психологические произведения» были раскрыты, детализированы основные аспекты того явления, которое можно отнести к образу мира, когнитивной карте мира. В настоящее время понятие когнитивная карта мира несет в себе собирательную информацию.

Когнитивная карта мира
Это внутренний образ пространственного расположения предметов условно объективного мира, создаваемый субъектом в целях адаптации последующей собственной деятельности поставленным задачам.

 

Мозг и психика. Что такое когнитивная модель мира?

 Когнитивная карта мира как феномен не охватывает все аспекты богатой психической деятельности человека. Так, например, студент представляет себе план, создает видение того, как он станет образованным человеком. Такой образ не связан с пространственным ориентированием. Это скорее визуальный образ, продукт серьезной умственной деятельности. Помимо этого, могут возникать любые другие сенсорные переживания как изолированно, так и совместно друг с другом.

Представленный звук или чувство головокружения могут не быть связаны с визуальным образом. И при этом воссозданные сенсорные переживания могут являться ориентирами для последующего поведения. Поэтому, более подходящим термином видится «когнитивная модель мира». Если карта – это понятие, окрашенное визуальными репрезентациями, то модель – это понятие, которое охватывает все сенсорные репрезентации вкупе.

Помимо этого, человек — это размышляющее существо и выражает собственные мысли в форме слов. Человек почти безостановочно, пребывая в сознании, ведет внутренний диалог. Внутренний мир наполнен понятиями, суждениями, умозаключениями. Любые ощущения, эмоциональные переживания, возникающие у человека как осознаваемые, так и не осознаваемые (подпороговые) оказывают влияние на течение мыслей.

Статья «Как связаны сознание и квантовый мир?»  
Когнитивная модель мира
Это совокупность локализованных в пространстве и времени представлений – убеждений — верований субъекта об окружающем мире, включая самого себе, а также полимодальных сенсорных образов, порожденных в воображении и возникших в результате отображения условной объективной реальности.

Субъект взаимодействует с внешним миром посредством сенсорных систем. Стимулы обрабатываются мозгом человека специфическим образом, обеспечивая его выживание, достижение целевых результатов. Выделяют 3 уровня ОБРАЗОВ МИРА.

1 уровень.

Первично возникает ОБРАЗ ОЩУЩЕНИЙ.

2 уровень.

Затем порождается ОБРАЗ ВОСПРИЯТИЯ внешнего/внутреннего мира. Образ восприятия в свою очередь разделяется на ОБРАЗ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ (отображения) и ОБРАЗ ВООБРАЖЕНИЯ.

3 уровень.

Далее образ восприятия подвергается переработке, в результате чего возникает ОБРАЗ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, который может существенно отличаться от первичного образа ощущений.

Подобные знания о мире помогали адаптироваться человечеству и увеличивать качество своей жизни на протяжении долгого эволюционного пути. Получаемая информация о мире обобщалась, возникали категории, субъект переходил на более высокие логические уровни, абстрагируясь от непосредственных объектов и явлений. Это позволяло планировать свою деятельность за счет предвосхищения, предвидения будущих событий.

Человек в своем сознании разворачивает во времени и пространстве вероятностные ожидаемые цепочки событий во внешнем/внутреннем мире, актуализированные во взаимодействии с субъектом, с его непосредственным преобразующим участием. Познание мира человеком систематизировало его опыт и отвечало удовлетворению его насущных значимых потребностей.

«Мудрым является тот, кто сведущ в деле, которое совершает».

Платон (427 (428) до н. э. — 347 (348) до н. э.)

На сегодня это все! Спасибо за Ваше внимание и Ваш труд прочитать  статью! С Вами был Владислав Якимов!

Ставьте лайки и пишите комментарии!

Пока, друзья!

Якимов Владислав - визитка


Подпишитесь на мою рассылку и присоединяйтесь к 5 остальным подписчикам!

ВИДЕО «Переговоры с покупателем. Как преодолеть возражения по цене?!»

ТРЕНИНГ «Продажи для продавцов-консультантов»

Тренинг "Продажи для продавцов-консультантов". Тренер - Якимов Владислав.

10+
Метки:
Якимов Владислав

Подготовлю Вас к любым переговорам! Звоните: +7 927 702 32 52 Пишите: yakimov@yakimovvlad.com

  • 1

Вас также могут заинтересовать

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рейтинг@Mail.ru