Яндекс.Метрика
Загрузка

Что вас интересует?

Система ценностей это? Моральные дилеммы, примеры.

Психология

Система ценностей это? Моральные дилеммы, примеры.

Система ценностей это? Моральные дилеммы, примеры. «Жертвы». «Аборт». «Ремень». Инъюнктивные и дескриптивные нормы поведения. Многофакторность ориентиров.

Здравствуйте, уважаемые читатели моего блога!


Блок 1. Система ценностей. Определение.

Система ценностей это? Моральные дилеммы, примеры.

Давайте мы с Вами сегодня поговорим о системе ценностей человека! И для начала как всегда, определение!

Система ценностей – это набор переменных составляющих, которые определяют характер и направление деятельности человека через установочное отношение личности к предметам и явлениям внешнего/внутреннего мира. 

Система ценностей проявляется через ответ на вопрос:

— Что для тебя является ценным и важным в жизни?

Ответы, которые мы с Вами получим – это продукт рационализации субъекта, в то время как его поведение регулируется в значительной степени мозгом, ориентированным на УДОВОЛЬСТВИЕ – БОЛЬ в контексте «ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС». И поэтому:

 Проявления подлинной системы ценностей возможно оценить исключительно через деятельность человек на протяжении цикла жизнедеятельности.

 Что это такое?

Цикл жизнедеятельности — это совокупность причинно-следственных цепочек действий/результатов, ограниченных во времени, расположенных внутри одной целой системы (части жизни или всей жизни), обладающей эмерджентным качеством, которая детерминирована целью.

Если коротко, то цикл жизнедеятельности – это контекст. Прочитать подробнее о целях в жизни можно здесь: Что такое цель в переговорах? Дерево целей, принципы построения.

Декларация субъектом своих ценностей в иерархическом порядке может носить ложный характер по разным причинам, в том числе быть самообманом. Истинность ценностей носителя проявляется в жизненных ситуациях, когда человек осуществляет свой выбор. Существует набор дилемм, решая которые человек иногда неожиданно для самого себя обнаруживает противоречие между поступком и своими прежними мыслями о поступке.


Блок 2.  Система ценностей. Моральная дилемма «Железнодорожные пути».

Система ценностей это? Моральные дилеммы, примеры.

Джудит Томсон ( Thomson J. J. Rights, Restitution, and Risk: Essays, in Moral Theory. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1986.) описала дилемму с трамваем (поездом). На трамвайных (железнодорожных) путях находятся пятеро прохожих, которые не видят приближающийся состав. Через короткий промежуток времени они окажутся сбитыми. «НАБЛЮДАТЕЛЬ» видит ситуацию со стороны и может предотвратить несчастный случай, если переведет стрелку. Однако на других путях, куда направиться состав, если будет изменен путь, находится один человек, который ни о чем не подозревает. Выбор, который необходимо сделать «НАБЛЮДАТЕЛЮ» – это перевести стрелку или нет. На одной чаше весов – это пятеро жизней, а на другой – это одна жизнь. Рациональный выбор здесь очевиден. Пятеро важней, чем один. И многие, оказавшись в такой ситуации скорее переведут трамвай на другой путь, выбрав смерть одного прохожего.

Когда ситуация меняется, и «НАБЛЮДАТЕЛЬ» оказывается на пешеходном мосту над трамвайными (железнодорожными) путями, то он видит, как в следующую минуту состав собьёт пятерых случайных прохожих, однако рядом с ним находится толстяк – случайный зевака. У «НАБЛЮДАТЕЛЯ» есть выбор – столкнуть своего грузного соседа на трамвайные пути, что наверняка остановит трамвай и жизни пятерых граждан будут спасены. Как в этот раз себя поведет «НАБЛЮДАТЕЛЬ»? И вот здесь выбор большинства окажется в пользу спасения жизни толстяка, поскольку перевести стрелку это не тоже самое, как столкнуть человека под идущий состав, несмотря на то, что рациональный подход идентичен в обоих ситуациях.

ПОСМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с сотрудником. Как правильно руководителю ответить подчиненному?!»

Блок 3. Система ценностей. Моральная дилемма «Аборт».

Система ценностей это? Моральные дилеммы, примеры.

Как относиться к абортам?

Общество порой разделяется на две категории людей, одна из которых считает непозволительным делать аборты (например, представители некоторых религиозных течений). При этом в качестве  аргумента выступает рациональное утверждение, что плод – это уже маленькая личность, живой человек, и его убийство в результате аборта аналогично убийству уже рожденного человека.

Джудит Томсон предлагает следующие рассуждения. Пусть плод – это личность и поскольку каждый человек имеет право на жизнь, то и плод также имеет право на жизнь. Но и мать тоже имеет право на то, что делать со своим телом, и как распоряжаться своей судьбой. Допустим, что право на жизнь важнее, поэтому право плода жить выше права женщины распоряжаться собой.

А теперь давайте представим гипотетическую ситуацию.

Однажды утром, когда Вы проснулись, то обнаружили себя в больнице, соединенным системами для переливания крови и проведения гемодиализа с известным скрипачом. Этот человек был смертельно болен, у него отказали почки. Врач больницы сообщает на обходе, что только Ваша кровь подходит скрипачу для поддержания его жизни, поэтому Вас похитили люди из сообщества любителей музыки. Ваше похищение – это конечно ужасно, но деваться уже некуда, давайте исходить из текущих реалий, скрипача нельзя от Вас отсоединить, иначе он умрет.  И теперь Вы 9 месяцев проведете в таком положении, Ваши почки будут очищать не только Вашу кровь, но кровь больного скрипача. Вы поможете человеку, а потом скрипач скорей всего выздоровеет.

В этой ситуации возникает вопрос:

— Вы должны соглашаться участвовать в этом процессе?

Предположим, Вы оказались высокоморальным человеком и дали свое согласие. Через 9 месяцев врач больницы сообщает Вам, что ситуация развивается не так, как хотелось бы и теперь Вам придется провести со скрипачом уже 9 лет, а может быть и 19 лет или даже всю жизнь!

— Как Вы теперь отреагируете?

Давайте вспомним! Скрипач – это человек, который имеет право на жизнь! И это право мы изначально поставили выше права другого человека распоряжаться своим телом и своей судьбой! Значит, отныне скрипач будет подсоединен к Вашим почкам столько времени, сколько потребуется, вплоть до пожизненного!

Спор между сторонниками и противниками абортов на этом гипотетическом примере не заканчивается, и Томсон находит изящные аргументы, подтверждающие право женщин на аборты. Оригинальная статья опубликована здесь: Thomson J.J. A Defence of Abortion // Philosophy & Public Af­fairs, 1971. Vol. 1. No. 1. P. 47–66. Перевод статьи Вы сможете скачать с моего диска здесь.


Блок 4. Система ценностей. Моральная дилемма «Наказание ремнем».

Система ценностей это? Моральные дилеммы, примеры.

Рассмотрим другую историю.

Александр прогуливается в городском парке отдыха вместе со своей семьей. Дети идут рядом и довольные едят мороженное! Вдруг вся семья видит, как буквально в пяти метрах от них темноволосый мужчина лет 35 в серых джинсах и синей футболке начинает громко ругаться на своего сына, примерно 8 лет! Но дело на этом не заканчивается! Агрессивный мужчина снимает ремень и ударяет своего сына несколько раз. Ребенок плачет.

Как отреагирует Александр и его жена? Подобный экшн вызовет у них скорей всего неодобрение и порицание! Кто-то из взрослых сделает замечание несдержанному мужчине или даже помешает тому продолжать наказывать своего ребенка, а может быть и вызовут полицию! Для многих прохожих подобное событие будет выглядеть как отвратительное! Поведение взрослого мужчины, наказывающего своего сына ремнем прилюдно, вызовет осуждение! Однако в этот момент тот же самый Александр может совсем позабыть, как он сам наказывал своего сына ремнем какое – то время назад дома, когда тот ему нахамил. Более того, Александр среди своих коллег – мужчин в одной из бесед не по работе высказывался ранее в пользу того, что сыновей иногда необходимо наказывать ремнем для их собственного блага, чтобы ребенок смог усвоить принципы правильного поведения.

Как расценить систему ценностей Александра в этом случае? Сам Александр возможно не будет в парке, в людном месте бить ремнем своего сына, однако сделает это дома. С рациональных позиций, в обоих случаях, и ребенок агрессивного мужчины с улицы, и сын Александра получат удары ремнем и так называемый «урок» правильного поведения.

Заказать тренинг «Переговоры — Партнерство»

ЗАКАЗАТЬ обучение

Блок 5. Система ценностей. Социальные нормы поведения.

Система ценностей это? Моральные дилеммы, примеры.

Отчего, насилие в домашних условиях, а это не только удары ремнем или рукой по туловищу детей, но моральное унижение в том числе, широко распространено, в то время как на людях мало кто на это решится?

Существуют социальные нормы поведения, которые оказывают значительное воздействие на ценностный выбор индивида:

5.1. Инъюнктивные.

Нормы, запрещающие определенные формы поведения. Предписывают правила поведения. Представлены в законодательстве страны, инструкциях, бизнес-этикете и т.д. При их нарушении субъект осознает, что ему угрожает наказание прямое или косвенное. Данные нормы представлены в виде скриптов, сценариев.

5.2. Дескриптивные.

Описательные нормы, которые актуализируются вне зависимости от того, насколько они приемлемые. Такие нормы основываются на представлении, убеждении, веровании субъекта о том, как обычно люди ведут себя в подобной ситуации.

Так, убийство другого человека находится под запретом. Это инъюнктивная норма. Однако убийство человека, который покушается на жизнь других людей понимается уже как дескриптивная норма. Таким образом, один и тот же результат может предполагать либо отрицание целенаправленного поведения, либо положительное подкрепление поведением. Разница располагается в оценке текущего момента в определенное время конкретным субъектом.


Блок 6. Система ценностей. Многофакторность явления.

Система ценностей это? Моральные дилеммы, примеры.

1. Ценностные ориентиры основываются не только на личных выгодах эгоистического содержания, а и в том числе на личных выгодах альтруистического содержания. Все они являются производными инъюнктивных, дескриптивных социальных норм.

2. Ценностные ориентиры не устойчивы в течении жизни. Подвержены изменениям. Связаны с социальным контекстом, в котором пребывает личность на этапах своей жизни. Идеология общества, в том числе государства, определяет культурные, общественные ценности, принятые в конкретный промежуток времени. Эти ценности в свою очередь существенно влияют на характер ценностных ориентиров конкретного субъекта.

3. Воспитание в семье ребенка обуславливает становление его базовых ценностей, которые носят более устойчивый характер и менее склоны подвергаться трансформациям в жизни.

4. Система ценностей проявляет себя через убеждения, верования.

Статья «Убеждение в психологии это? Как переубедить человека, психология? Проведение переговоров с партнерами.»

Статья «Верования это, определение. Ценностная установка это?»

5. Ценности могут передаваться через поколения людей в своем роде.

6. Система ценностей всегда эмоционально окрашена.

Статья «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список.»

Статья «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии.»

7. В некоторых случаях ценности для человека настолько значимы, что определяют выбор его собственной смерти вместо отказа от самой ценности. Можно сказать, что сами ключевые ценности и есть смыслообразующие концепты, определяющие направление жизни, ее качество, степень удовлетворенности.

8. Ценности субъекта являются фундаментом, на котором строится собственная жизнь. Чем больше ценностных, равных по весу, базовых фундаментальных блоков, тем более устойчив человек в жизни. Так, если у переговорщика в системе ценностей заложен один блок, на котором строится вся его жизнь, то при возникновении угрозы для целостности этого фундаментального блока, человек становится в значительной степени уязвимым. Если в переговорах субъект опирается на единственный фундамент, типа «я всегда должен уметь договариваться» и результатом, подкрепляющим данное ценностное убеждение, является подписание соглашения исключительно сегодня, то его уязвимость значительно возрастает. Противоположная сторона, угрожая «выбить данную опору из-под ног» субъекта может в переносном смысле «повесить» его. Субъект испытывает страх и позволяет сдвигать свои позиций по ряду проблемных вопросов в пользу противоположной стороны.

Статья «Переговоры это в психологии? Чем переговоры отличаются от продаж?»

А на сегодня это все! Спасибо за Ваше внимание!

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией!

Ставьте пальчики вверх, добавьте позитива в жизнь! Пишите свои комментарии, всегда интересно узнать Ваше мнение!

Будет здорово, если Вы подпишитесь на меня и первыми узнаете все самое интересное из мира переговоров и психологии!

С Вами был Ядро Владислав, тренер по переговорам! Пока и до новых встреч!

Подпишитесь на мою рассылку и присоединяйтесь к 10 остальным подписчикам!

1+
Владислав Ядро

Подготовлю Вас к любым переговорам! Звоните: +7 927 702 32 52 Пишите: yakimov@yakimovvlad.com

  • 1

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Рейтинг@Mail.ru